Последнее интервью Ломбертса в качестве действующего футболиста.
Сначала, небольшое предисловие для тех, кто не очень в теме. В интервью речь часто заходит о неком Марке Куке (Marc Coucke) – это один из самых богатых и в то же время экстравагантных жителей нашего королевства. Сколотив состояние на выгодной продаже своей фармацевтической компании, он некоторое время окучивал велоспорт, но потом всё-таки решил перепрофилироваться на футбик. Свой первый опыт покупки и руководства футбольным клубом он приобрел в скромном КВ Оостенде. Таким образом, 3 года назад Коля не просто перешёл в один из бельгийских клубов, а был с большой помпой представлен в качестве “парадной лошади” нового проекта великолепного Марка Куке. Естественно не бесплатно, а за жЫрный (по бельгийским меркам) 3-х летний контракт с зарплатой миллион евро в год.
Но вот уже год спустя, Куке решает перейти на более высокий уровень, и словно в “монопольке” продает Оостенде и покупает Андерлехт. КВ Оостенде, в одночасье снова превратившись в Пепелюшку (как учит нас ЧГК, это Золушка по-болгарски), остаётся с ворохом финансовых проблем, среди которых и неподъёмный контракт Ломбертса. В этом сезоне, отчаявшись его продать или пристроить в аренду, Остенде отстранил Колю от занятий с основной командой и отправил тренироваться с дублем.
Het Laatste Nieuws, 11/04/2020
Николас Ломбертс прощается и даёт откровенное интервью: “Куке меня кинул? Другим повезло ещё меньше”
Эпилогу не суждено было стать красивым концом. И всё-таки в своём откровенном и эксклюзивном интервью Николас Ломбертс (35 лет), отыгравший 39 матчей за сборную, спокойно рассуждает о своём выходе на “футбольную”пенсию. Брюггелинг (житель Брюгге – прим. моё) не испытывает никакого реваншизма по отношению к Куке, а также никаких сожалений по поводу перехода из Зенита в Оостенде: “Для Оостенде вся эта история в 100 раз тяжелее, чем для меня самого”
“Папа, папа, идёшь в бассейн?”, в доме Ломбертса в спокойном Hertsberge всё внимание приковано к 3,5-летней дочке Веронике. “Вике” он посвящает бОльшую часть своего времени, особенно сейчас, когда в З5 лет завершает карьеру, и после нескольких месяцев молчания соглашается на интервью. Любимая жена Каролин наслаждается весенним солнцем, поглядывая на поражающие воображение земельные угодья, простирающиеся на несколько сотен метров, и граничащие с участком ... Дхорджа Леекенса (Georges Leekens). “Славный сосед”, который 16 лет назад поспособтсвовал началу впечетляющей карьеры Ломбертса. “Иногда видимся (усмехается), но сейчас из-за Короны он не часто выходит на улицу. Меня карантин особо не напрягает. В Питере мы с женой тоже подолгу проводили время вместе, и особо не ссорились. Развлекать дочку - это работа на целый день, надеюсь садики и школы скоро откроются (подмигивает) ”
Что ты сам думаешь об этой непростой ситуации?
“Я согласен с принятыми мерами, хотя не мешало бы попробовать найти более разумный баланс между заботой о здоровье и экономическими последствиями этого кризиса. Которые скоро будут опаснее самого вируса. Многие люди могли бы продолжать работать по той же схеме, как это организовано в супермаркетах. Ну да ладно, здоровье важнее. Один из моих лучших друзей был среди первых пациентов реанимации в Брюгге, это заставляет задуматься”
Ты бы прекратил чемпионат?
“По крайней мере логично, что во многих странах федерации заняли выжидательную позицию. Всё это завязано на огромные деньги... И если можно просто сдвинуть сроки, то почему бы и нет? Один раз оставить футболистов без отпуска - никто от этого не умрёт. Они будут больше возбухать, если не смогут получать свои заработки (усмехается). Меня удивляет, что некоторые клубы так бысто обращаются к варианту с временной безработицей. Они же будут первыми, кто потом побежит протестовать, когда придёт пора урезать налоговые льготы. В этом смысле, урезав на 50% зарплаты футболистов, КВ Оостенде поступил более справедливо по отношению к обществу”
Между тем, Андерлехт призывает всех к солидарности ...
“Смешно это читать. Чтобы клуб так клянчил о помощи, охренеть. Печально для такого инситута, коим является Андерлехт. За последие 100 лет они же никогда не делились своими еврокубковыми доходами. Никто их не заставлял так много тратить. И теперь при помощи коронакризиса пытаются залатать свои дыры в бюджете ... За счёт клубов, которые ведут себя аккуратно в финансовом плане. АА Гент, у которых теперь всё хорошо, в своё время тоже должны были выкарабкиваться из кучи долгов – ну не без моей помощи (смеётся)”
Как было в дубле в последние месяцы?
(усмехается)”В начале я был очень разочарован. После первого матча сезона против Андерлехта я стал подозревать, что они чего-нибудь придумают, чтобы выкинуть меня из команды. ‘Дело тут не в деньгах’, клялся президент клуба. ‘Причина в сложном характере и плохой физической форме.’ Всё это выглядело по-идиотски – они пилили сук на котором сами сидели. Столько дерьма на меня лилось всё то время пока от меня хотели избавиться. Но всем было понятно почему так происходит. В тот момент я принял решение, которое заставило их заткнуться и больше не вспоминать о деньгах (Ломбертс отказался разорвать контракт в обмен на 300.000 в виде ежегодных выплат по 100.000 в течении 3-х лет) ”
Получается уход на минорной ноте? Почти 50 матчей ЛЧ (откуда столько ??? – прим. моё), 39 за сборную ...
И теперь выход через чёрный ход? (смеётся) Я так не считаю, хотя и понимаю, что такая точка зрения имеет место быть. В первую очередь я доволен тем, что до этого года мне не приходилось оказываться в таком неприятном положении. Достаточно быстро тренировки с дублем стали для меня отдушиной. Я специально стал избегать любых контактов с игроками основного состава. У меня сложились хорошие отношения с тренером ду***, игроки меня уважали. То же самое и с моей стороны, ведь я был ‘позитивно настроен’. (смеётся) Помогал чем мог, на каждой тренировке выкладывался по полной. В знак благодарности я собираюсь проставиться и всю команду пригласить в ресторан. Правда теперь с этим придётся немного подождать ...”
Быстро пришло понимание, что карьера закончилась?
Конечно, остались одни тренировки и ничего более. Ты чувствуешь, что становишься медленее и хуже готовым физически. По выходным стал подольше задерживаться на пати. Или чаще откупоривать бутылочку вина. Те вещи, которые не позволял себе во время карьеры, если знал, что на следующий день предстоял матч или тренировка. Я всегда был не очень общительным, но теперь чувствую некоторый прогресс в этом плане (усмехается). Это стало откровением – время проведенное в дубле облегчило мой переход не пенсию. Избавило от мыслей типа ‘может ещё годик?’ или ‘может это чёрная полоса?’. Уход на минорной ноте? Может быть и так, но я абсолютно не парюсь по этому поводу.”
Был ли переход в Оостенле самой большой ошибкой в карьере?
(задумывается) “3 года назад я был уверен на 200%, что поступаю правильно. У меня были переговоры с Гентом, Брюгге и Андерлехтом, но всё безрезультатно. Я не хотел дальше ждать – в Зените я стал меньше играть, и отношения с Луческу были не очень. После стольких прекрасных лет не хотелось в плохом настроении уезжать из Питера по окончании контракта. Оостенде показался мне симпатичным клубом: много бельгийцев, хорошие игроки. Proto, Capon, Siani, Berrier, Jonckheere… Куке говорил:”Наши амбиции - не стать чемпионом, а стараться доставлять неприятности любому топ-клубу.” Я понимал всю искусственность этой конструкции, но она работала и приносила результат. Рядом с родителями, легко и удобно для нашей дочки. Всё было отлично ... Оглядываясь назад, быть может было бы лучше доиграть до конца контракта в Зените и закончить карьеру. Но понимание этого стало возможным только после этой истории с Оостенде ...”
Есть ли ощущение, что Марк Куке тебя кинул?
“Не меня одного ... Другим повезло ещё меньше. Для Оостенде вся эта история в 100 раз тяжелее, чем для меня самого (усмехается). В конце концов меня никто не увольнял. А как думаете себя ощущает Luc Devroe? Или Пар Зеттерберг? (оба были уволены из Андерлехта – прим. моё) Там длинный список ... Я всё-таки остался и сыграл ещё немало матчей. Ведь если ты кричишь на всех перекрёстках, что являешься болельщиком Оостенде, то может тогда не надо было забирать всё до копейки. Сделай так, чтоб у клуба хоть что-то осталось, а не только дыры в бюджете, которые невозможно залатать. Сам я не очень переживаю. Все решения, которые я принимал в течении своей карьеры, оказывались правильными. Но иногда может и не повезти. Хорошо, что со мной это произошло в самом конце карьеры.”
Ты можешь его простить?
“Я не злопамятный. Вот только ... Раньше он мне нравился. Когда я его видел, он мне казался заразительным. Теперь же ...”
Насколько сильно ты скучаешь по Петербургу? Твой отъезд был таким эмоциональным…
“Сильно скучаю. Хотя и езжу туда пару раз в год. Фанаты, клуб, бельгийцы проживающие там. Один суппортер прислал мне видео некоторых моих матчей. Парочку я уже посмотрел – просто фантастика. По правде говоря, тогда и был мой настоящий уход из футбола. Ты же тогда был на стадионе, и я тебе об этом говорил. Лучше не бывает – лучше не было бы даже если б я провёл три супер сезона за Оостенде ”
39 матчей за сборную – есть чем гордиться
“Да, я не был игроком основы, но всё-таки выходил на поле с мировыми звёздами. И на тот момент мы были первыми в рейтинге – уж не знаю так ли это было заслуженно как сейчас (смеётся). Сегодня я этим очень горжусь. Я играл на ЧМ, такое выпадает не каждому. Но даже тогда не останавливался на достигнутом. Всё время был в тонусе и занимался своим делом – наверное из-за этого в течении всей карьеры удавалось оставаться на высоком уровне.”
Вильмотс отправил тебя домой за несколько дней до начала ЕВРО-2016. Эта рана ещё не зажила?
“Это было неприятно. Я вернулся после травмы, и они бы могли поступить со мной также, как с Компани на ЧМ-2018 в России. Да уж, мне много чего пришлось пропустить из-за травм. Олимпиада в Пекине, финал Кубка УЕФА. В тот год я травмировался в матче 1/16-й финала против Вильяреалла. Отдавая голевой пас, со всей дури врезался в штангу ... и в результате тяжелая травма колена. Этим эпизодом знаменит Николас Ломбертс для каждого болельщика Зенита. И этот же эпизод повлиял на всю мою дальнейшую карьеру – колено уже никогда не стало прежним. Но я предпочитаю фокусироваться на позитивных воспоминаниях. А их было предостаточно.”
Как выглядит твоё будущее?
“Я занимаюсь несколькими проектами и инвестициями ..., а также посещаю тренерские курсы. Вместе с Лукаку, Симонс, Миньоле, Прает, Тилеманс ... Сейчас правда в онлайн формате через Zoom (усмехается)”
Ты не похож на тренера анализирующего шесть матчей Waasland-Beveren …
“Согласен (хохочет). Для меня это что-то новое. И интересное ... Ты видишь всё иначе, не так как футболисты. Фиксированный рабочий день от 9-ти до 5-ти с однообразным наполнением - это точно не для меня. Ну например, с утра пораньше или наоборот поздно ночью я бы смог проанализировать эти пять матчей. Нет, на данный момент я ещё не решил чем буду заниматься. Один день мне что-то нравится, а на следующий уже кажется, что это не моё. И у меня хорошо получается ‘ничего не делать’ – всё время находятся вещи, которыми можно заняться. Пока что всё хорошо, как оно есть... а позже посмотрим, чего я хочу.”